Щёлк запретен для...
Халяль и харам...
Как читать намаз...

 

Резолюция проведенного круглого стола на тему "Ислам против терроризма"

 Пятничные проповеди

Круглый стол "Ислам и террор": "Халифат"

Намаз для женщин по мазхабу Абу Ханифы

Ценные советы для умеющих слушать хадисы

Тонкости Муллы Насреддина

О жизни Святого Хизра

Вопросы

32 Фарда

Люди сунны и согласия

Сотворение или эволюция

Асма аль-Хусна - Имена Всевышнего Аллаха

Ду'а - просьба, обращение ко Всевышнему

Курбан-байрам

Ритуальное омовение

Омовение - как стимулятор мозга

Таяммум, тахарат, гусль

Добровольный намаз

Намаз по Ханафи - скачать

Жемчужины знаний - скачать

Правила чтения Корана (ТАҖВИД) - скачать

Кто они неохариджиты - скачать

Введение в практику ислама - скачать


 

Вопросы и ответы по мазхабу Имама Абу Ханифы

Вопрос: Альхамдулиллях, я никогда не делаю масх на обычные носки; более того, я объясняю родственникам и друзьям, что это неправильно. Недавно я увидел, как имам при совершении омовения протёр обычные носки, и я перечитал свой намаз.

Как нам быть? Ведь мы не можем проверять каждый раз, кто является имамом и как он делает омовение. Должны ли мы отказаться совершать намаз в мечети? И как нам быть с уже прочитанными намазами?

Ответ: Во-первых, не разрешается делать масх на обычные носки, как вы сами об этом сказали в Вашем вопросе. Все имамы четырёх мазхабов фикха согласились с этим. Следовательно, если имам сделал масх на обычные носки, то его омовение недействительно, что делает недействительным и намаз – как его, так и тех, кто следует за ним. Если человек без сомнения убеждён, что имам сделал масх на тканевые носки и не помыл ноги, то он не должен совершать молитву, следуя за этим имамом, но если есть вероятность фитны (смуты), то он может совершить её с джамаатом, а после – повторить её.

Обязанность имама – облегчать муктади (людям, читающим намаз за ним) исполнение религиозных обязанностей, омывая свои ноги, и не протирать носки, не соответствующие условиям для протирания. В этом случае муктади должны поговорить с имамом и постараться донести до него, чтобы он облегчил всем им совершение намаза.

Вопрос: Пожалуйста, расскажите об особенностях, на которые имаму, ведущему намаз у мусульман разных мазхабов, следует обратить внимание.

Ответ: Если имам возглавляет намаз у последователей ханафитского и шафиитского мазхабов, ему следует убедиться в том, что он принимает во внимание правила омовения согласно обоим (ханафитскому и шафиитскому) мазхабам. В намазе имам следует своему собственному мазхабу, так как разница в намазе в соответствии с различными мазхабами – это только вопрос предпочтительности. Ему следует убедиться, что все позиции в намазе исполняются с абсолютным спокойствием, все кости тела должны быть в полном состоянии покоя в каждой из позиций. Его чтение Корана должно быть размеренным: ни слишком быстрым, когда становится сложным разобрать им читаемое, ни слишком медленным, когда пожилым и больным доставляются неудобства из-за удлинения намаза.

Вопрос: Сколько длится время совершения ночной молитвы? Когда её лучше совершать?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, время для данного намаза начинается с ночи и заканчивается с рассветом. Под ночью подразумевается исчезновение белизны на горизонте. После того как эта белизна исчезает, наступает время для ночного намаза (аль-Лубаб, фи Шархиль Китаб, том 1, стр. 59).

Согласно ханафитскому мазхабу, наиболее предпочтительным временем для исполнения данного намаза является время непосредственно перед окончанием первой трети ночи (Табйинуль Хака'ик, том 1, стр. 83).

Однако отметим, что при установлении времени для джамаата следует учитывать удобство для людей данной местности.

Вопрос: Наш имам сказал, что кожа свиньи и мертвечины запретна в любых её формах. Так ли это?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, после дубления чистой считается кожа всех животных, в том числе и мёртвых, за исключением кожи свиньи. Данное правило основано на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Любая кожа после дубления становится чистой» (Тирмизи, хадис № 1728).

Свиная кожа исключена из этого хадиса из-за аята Корана, конкретно указывающего на то, что свинья является нечистой полностью (Коран, № 6:145). Поэтому свиная кожа останется запретной и нечистой даже после дубления (Табйинуль Хака'ик).

Вопрос: Ассаламу алейкум!

1. Если в мечети, где я был на таравих-намазе, совершили только 8 ракаатов, правильно ли для меня будет закончить 12-ю ракаатами и витром дома?

2. Имам совершает витр с двумя и одним ракаатами. Допустимо ли присоединиться к витру, в то время как он читается не в 3 ракаата? Некоторые мои братья совершают сейчас только 8 ракаатов и не завершают остальными 12-ю. Пожалуйста, дайте совет.

Ответ: 1. Вы должны совершить оставшиеся 12 ракаатов таравиха и витр самостоятельно.

2. Согласно ханафитскому мазхабу, витр состоит из трёх ракаатов с одним салямом в конце. Если ханафит следует имаму-шафииту и совершает 2 ракаата и 1 ракаат по отдельности, то 2 ракаата будут ему засчитаны как желательный намаз. Последователь ханафитского мазхаба может не совершать оставшийся один ракаат. Если он это сделает, то должен добавить ещё один ракаат и сделать его другим желательным намазом. После этого ему по-прежнему необходимо будет совершить витр-намаз.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, является ли головной убор сунной и правда ли, что по ханафитскому мазхабу порицается совершать намаз без головного убора? И, если это вас не затруднит, приведите, пожалуйста, доказательства.

Ответ: Ношение головного убора (калансува, топи) является сунной.

Вот несколько хадисов относительно этого:

1. Ибн Умар говорил, что Пророк (мир ему и благословение) носил белую шапку (Табрани; «Маджма-уз-заваид», т. 5, стр. 21).

2. Хабиб ибн Салих говорил, что Пророк (мир ему и благословение), когда входил в туалет, был в обуви и с покрытой головой (Байхаки, т. 1, стр. 96).

3. Вайль ибн Худжр рассказывал, что он совершал намаз с Пророком (мир ему и благословение) и сподвижниками, на которых были барнасы (разновидность топи или одежды с капюшоном) (Ибн Хузайма, стр. 233).

4. Как передаёт Абу Кабша, головные уборы сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) были круглыми и широкими (Миркат, т. 8, стр. 246).

Как передаёт Табрани со слов Ибн Умара, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) носил белый головной убор (Миркат, т. 8, стр. 246).

5. Мулла Али Кари (да будет милостив к нему Аллах) говорил, что ношение головных уборов стало одним из отличительных признаков Ислама (Миркат, т. 8, стр. 246).

Некоторые из приведённых повествований явно указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники были в исламских головных уборах во время намаза, что является достаточным для установления того, что это является сунной.

Отсюда ясно, что молитва без головного убора противоречит Сунне, поэтому специалисты по фикху постановили, что это является порицательным. Под порицанием здесь подразумевается незначительное порицание (макрух танзихи), то есть это действие противоречит предпочтительному способу исполнения. Человек не получит греха за исполнение намаза без головного убора, однако ему нужно стараться следовать Сунне и совершать намаз по ней. Верующему всегда нужно стремиться к лучшему в своём поклонении Всевышнему и соблюдать все этикеты намаза.

Вопрос: Прошу ответить исходя из мазхаба имама Абу Ханифа с учётом решения современных учёных этого мазхаба. Насколько точно то, что муктади, следуя в намазе за имамом, не должен читать ничего из Корана во всех пяти намазах? Есть ли какое-либо изменённое мнение ханафитских учёных на сегодняшний день?

Ответ: Муктади нужно молчать, когда имам произносит аяты Корана в намазе. Это основывается на следующем аяте Священного Корана: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» (Коран, № 7:204).

Также это основывается на хадисе от Абу Мусы аль-Ашари. Он передаёт следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «Когда имам начинает читать Коран, храните молчание. Когда он сидит в каада, то первое, что вам нужно произнести, – это ташаххуд» (Ибн Маджа, хадис № 847).

Никаких изменений данного правила в ханафитском мазхабе нет.

Вопрос: У меня вопрос, касающийся произнесения «амин» вслух во время чтения коллективного намаза в мечети. Если большинство учёных ахли-сунна одобряют произнесение «аминь» вслух, то почему по ханафитскому мазхабу это считается непозволительным? Есть ли хадисы, которые подтверждают это мнение?

Ответ:

1) Следует отметить, что произнесение «амин» после суры «Аль-Фатиха» является сунной. Так поступали Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники. В одном из хадисов Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда имам говорит «аминь» (после суры «Фатиха»), все вы тоже должны сказать «амин». Если произнесение человеком слова «амин» совпадёт с произнесением этого слова ангелами, то Аллах простит его прежние грехи» («Сахих Аль-Бухари», хадис № 780).

Приведённый хадис не оставляет сомнений, что произнесение слова «амин» после суры «Аль-Фатиха» является важной (муаккада) сунной. Учёные разошлись во мнениях относительно того, нужно ли это делать тихо или вслух. Однако это различие касается предпочтительности произнесения «амин» вслух или тихо. Оно не касается дозволенности или недозволенности произнесения «амин» вслух или тихо, поскольку все четыре имама (имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад (да будет милостив к ним Аллах)) единогласны в том, что это разрешено.

По ханафитскому и маликитскому мазхабам во всех намазах (включая те, что читаются вслух) «амин» лучше произносить тихо.

Материал: Алим Нурдинов,

 преподаватель медресе

 имени имама Абу Ханифы

  

РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ

ссылка

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ссылка