Щёлк запретен для...
Халяль и харам...
Как читать намаз...

 

Резолюция проведенного круглого стола на тему "Ислам против терроризма"

 Пятничные проповеди

Круглый стол "Ислам и террор": "Халифат"

Намаз для женщин по мазхабу Абу Ханифы

Ценные советы для умеющих слушать хадисы

Тонкости Муллы Насреддина

О жизни Святого Хизра

Вопросы

32 Фарда

Люди сунны и согласия

Сотворение или эволюция

Асма аль-Хусна - Имена Всевышнего Аллаха

Ду'а - просьба, обращение ко Всевышнему

Курбан-байрам

Ритуальное омовение

Омовение - как стимулятор мозга

Таяммум, тахарат, гусль

Добровольный намаз

Намаз по Ханафи - скачать

Жемчужины знаний - скачать

Правила чтения Корана (ТАҖВИД) - скачать

Кто они неохариджиты - скачать

Введение в практику ислама - скачать


 

ХАЛЯЛЬ И ХАРАМ

ЧТО ТАКОЕ ХАЛЯЛЬ?

Понятие дозволенное и запретное в Исламе, является одним из важнейших составляющих религии. Понятие «халяль» и «харам» часто уминается в Коране и Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Слово «халяль» образовано от трехбуквенной основы глагола «халля», что означает «освобождать; разрешать; позволять; считать дозволенным». С точки зрения мусульманской юриспруденции «халяль» - это то, что разрешено, относительно чего нет ограничений и что Аллах (Законодатель) разрешил делать.

Слово «харам» образовано от трехбуквенной основы глагола «харама», что означает «лишать; отказывать; запрещать; отлучать». С точки зрения мусульманской юриспруденции «харам» - это то, что запрещено Всевышним и, следовательно, совершение данного действия недопустимо с точки зрения мусульманского права; вышедший за пределы этого правого поля будет наказан Творцом после смерти, а при жизни понесет кару в соответствии с нормами Шариата.

ТОЛЬКО ВСЕВЫШНИЙ ВПРАВЕ ЗАПРЕЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ

Надо отметить, что  основой поклонения(гыйбадат – отношение человека с его Господом) является запрет. То есть, добавление или убавление какого-нибудь вида поклонения частично или полностью является запретным нововведением. Например, при всем желании мы не можем добавить шестое время намаза, или сделать пост месяца Рамадан два месяца подряд, или же сократить размер Закята, или принести в жертву курицу вместо барана. Коротко говоря, в разделе поклонения мы должны полностью соблюдать все условия и обязательства каждого поклонения, как они нам переданы через пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, от Всевышнего. Что касается муамалят (отношения между людьми), экономической сферы, еды, питья, одежды, то основой этих вещей является разрешенность всего, кроме того, что запрещено Кораном или Хадисами пророка. Аллах говорит в Коране: «Он Тот, кто сотворил для вас все что на земле». (Коран, 2:29). В Исламе разрешенные вещи (халяль) не перечисляются, так как блага Аллаха безграничны. Перечисляются только запретные вещи и их не много в Исламе.

Аллах обращается к нам в Коране: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это, мол дозволено, а то запретно, и не возводите напраслину на Аллаха».

Говорит Аллах в суре «Ангам», аят 119: «Ведь Аллах разъяснил вам, что Он запретил вам».

Из процитированных аятов и хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует, что лишь Всевышний Аллах имеет право разрешать или запрещать, что-либо, вынося запреты либо в своей Книге, либо озвучивая их устами своего посланника. Такого права не имел даже посланник Аллаха. Можно привести пример, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в порыве гнева запретил себе мед, на это Всевышний Аллах сразу ниспослал аят в суре «Тахрим», в котором Аллах упрекал Своего посланника словами: «О пророк, почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах». В Исламе все запреты исходят от самого Всевышнего, в особенности употребление вина, свинины, азартные игры, прелюбодеяния, воровство и т.д. Запрет перечисленных действий не связан с каким-либо происшествием ни с пророком, и ни одним из благородных людей.

Мусульманин, преднамеренно запрещающий разрешенное или разрешающий запретное, считается вероотступником, и любой, кто возьмет на себя такое право, заслуживает наказания Аллаха.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ ЗАПРЕЩЕНЫ?

Халяль и харам являются критериями испытания человека в повиновении своему Господу. Это мы можем увидеть в истории Адама, мир ему, когда ему в Раю были разрешены тысячи разновидностей плодов он вкусил запретный плод. Если в этой жизни Аллах, запретил нам какую-то вещь, значит, в этом есть для нас какой то вред и опасность. Аллах в Коране говорит: «Разрешил Он вам блага и запретил он вам мерзость». Харам запретен для всех и все в этом равны. В Исламе нет категории людей, которым что-либо разрешено или запрещено. Бедные и богатые, знатные и простолюдины, все одинаковы в исполнении разрешенного и запретного. Был случай во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, один мусульманин был обвинен в воровстве. Пришли родственники обвиненного, чтобы облегчить наказание, тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, если Фатима дочь Мухаммада украла бы что-то, я отрубил бы ей руку».

Ведущее к хараму само является харамом, поэтому Ислам возводит препятствия на пути к запретному. Например, если в Исламе запрещено употребление вина, то продавать, покупать, производить, заказывать, разносить, хранить его запрещается.

Благие намерения не оправдывают совершения запретного. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поступки человека оцениваются согласно по намерениям…» (Бухари). Этот хадис касается разрешенных дел и отношения человека к своему Господу. Запретные вещи и деяния не могут быть оправданы благими намерениями, например, принятие спиртного в целях профилактики сердечно-сосудистых заболеваний т.к. Аллах в Коране сказал: «О посланники! Вкушайте (наилучшую) пищу, и вершите добро». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах является благим и Он не приемлет ничего, кроме благого». Так же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привел пример человека, который направлялся в Хадж и, воздев руки к небу, молился: «О Господи, о Господи!» при этом его еда, питье и одежда были из харама, да и вскормлен он был на запретном. На что же он рассчитывал в сваей мольбе?!

СМЫСЛ СОБЛЮДЕНИЯ РАЗРЕШЕННОГО И ЗАПРЕТНОГО В ИСЛАМЕ

  1. Достижение довольства Аллаха, соблюдая Его повеления и приказы. Всевышний Аллах в Коране говорит: «О люди, вкушайте на земле то, что дозволено и чисто» (Бакара, 168 аят). Так же Всевышний сказал: О посланники! Вкушайте из благ и совершайте добро» (Верующие, 51 аят). Что велено посланникам, то касается всех людей.
     
  2. Принятие мольбы. Как приводится от Са’д ибн аль Ваккаса, когда он попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он помолился перед Аллахом за Са’д ибн аль-Ваккаса для того чтобы у Са’да принимались его мольбы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Са’д! Да будет еда твоя чистой (халяль), ты будешь из тех, у кого будут приниматься мольбы». Во многих изречениях посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что совершение запретных поступков лишает верующего вознаграждения за его благие деяния, как например, в течении сорока дней, молитва не будет принята у человека, употребившего спиртное или обратившегося к прорицателям.
     
  3. Избежание наказания Аллаха в Судный день, путем отстранения от запретного. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (продолжение хадиса от Са’да ибн Ваккаса): «Любое мясо, выросшее на хараме, будет достойно огня».
     
  4. Избежание наказания Аллаха в этом мире. Посланник Аллаха упомянул 5 вещей, от которых он просил защиты у Аллаха. Он сказал: Если в народе распространится разврат, и это станет явным, то Аллах накажет различными эпидемиями и болезнями, которых не было раньше. Если в народе распространится обвешивание, то они будут наказаны голодом, трудным пропитанием и несправедливым правителем. Если народ перестанет выплачивать Закят, то они будут лишены дождя, и если бы не животные и другие существа на земле, то дождь никогда бы не пошел. Если в народе распространится несоблюдение договоров и обещаний, то Аллах ниспошлет на них внешнего врага, который заберет их состояние. Если имамы народов не будут действовать согласно Книге Аллаха, то Он накажет их междоусобицей и смутой». (Ибн Маджа)
     
  5. Лишение пропитания. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек лишается пропитания, если совершает какой-нибудь грех».

  

РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ

ссылка

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ссылка