Щёлк запретен для...
Халяль и харам...
Как читать намаз...

 

Резолюция проведенного круглого стола на тему "Ислам против терроризма"

 Пятничные проповеди

Круглый стол "Ислам и террор": "Халифат"

Намаз для женщин по мазхабу Абу Ханифы

Ценные советы для умеющих слушать хадисы

Тонкости Муллы Насреддина

О жизни Святого Хизра

Вопросы

32 Фарда

Люди сунны и согласия

Сотворение или эволюция

Асма аль-Хусна - Имена Всевышнего Аллаха

Ду'а - просьба, обращение ко Всевышнему

Курбан-байрам

Ритуальное омовение

Омовение - как стимулятор мозга

Таяммум, тахарат, гусль

Добровольный намаз

Намаз по Ханафи - скачать

Жемчужины знаний - скачать

Правила чтения Корана (ТАҖВИД) - скачать

Кто они неохариджиты - скачать

Введение в практику ислама - скачать


 

Ханафитский ответ на вопрос

«Если Аллах (с.т.) существует без места, то где же Он?»

Материал:

 Алим Нурудинов,

 преподаватель медресе

 имени имама Абу Ханифы

Одно из важнейших расхождений между последователями акыды (ашаритами и матуридитами и последователями Ибн Таймиййи) – танзих (абсолютное неподобие Аллаха (с.т.) творениям) – состоит в различном понимании Божественного бытия и Его существования.

Акыда Ахлю-с-Сунна заключается в том, что Аллах (с.т.) не нуждается в Своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют на Его Сущность, ни на Его сифаты (качества, атрибуты) и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха (с.т.) и Его сифатах есть изъян.

Здесь нужно подчеркнуть связь между нуждой и изменением, а именно: если что-то Его изменяет, то это означает, что Он в этом нуждается. Например, таймиты (последователи Ибн Таймиййи) приписывают Аллаху (с.т.) «улюв», то есть пространственную возвышенность. Но был ли у Аллаха (с.т.) этот сифат до создания мироздания, до создания пространства и материи? Ведь если понимать «улюв» пространственно (Ахлю-с-Сунна, в отличие от таймитов понимают «улюв» как ранг то есть Аллах (с.т.) Своей Сущностью превыше всех творений). Получается, что до создания пространства у Аллаха (с.т.) не было этого сифата, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что он (этот сифат) появился после создания материи и пространства. То есть Аллах (с.т.) для наличия какого-то своего сифата нуждается в творении, и в данном случае это пространство. По этой причине таймиты, когда слышат, что ашариты отрицают телесное бытие Аллаха (с.т.) и то, что Он занимает пространство, то есть что Он свободен от того, чтобы характеризоваться категориями «вверх», «низ», «справа», «слева», «внутри» (чего либо), «вне» (чего либо) или над чем-то), всегда спрашивают: как же тогда Он существует? Что это, как не утверждение того, что Аллах (с.т.) в Своем существовании нуждается в [месте и] направлении?

И, как следствие своего заблуждения, они (таймиты) полагают, что акыда ашаритов и матуридитов – это вера в небытие Аллаха (с.т.) так как она отрицает, что Аллах (с.т.) буквально находится в верху или над миром.

В книге «Метод Ахлю-с-Сунна в акыде и добрых деяниях», составленной из текстов Ибн Усеймина и Насыруддина Албани, есть вопрос, обращенный к последнему: «Ваше мнение о тех, кто заявляет, что вопрос: «Где Аллах (с.т.)?» ошибочный и что нельзя задавать его, поскольку Аллах (с.т.) свободен от того, чтобы к Нему были применены категории «над», «под», «справа», «слева»,  «внутри» (мира) или «вне» (мира)».

В словах Албани заложено противоречие. Он сам пишет, что до создания всего сущего Аллах (с.т.) существовал сам по себе, то есть вне времени и пространства. Почему он тогда не говорит, что такое бытие не возможно? Однако когда ашариты утверждают, что нельзя утверждать ни то, что Он в мире, ни то, что Он вне этого мира (а суть этих слов – в том, что Аллах (с.т.) не изменился после творения), то почему-то говорят, что это атеизм! Суть в том, что ашариты говорят об онтологической и трансцендентной форме бытия Аллаха (с.т.), и это означает, что Его бытие и бытие творений совершенно никак не соотносятся. И поэтому нельзя описать Его ни как находящегося в мире творений, ни как не находящегося в нем, ведь это означало бы, что Аллах (с.т.) соотносится со своими творениями пространственными категориями.

Таким образом, выходит, что у [таймитов] Аллах (с.т.) описывается теми качествами, которыми Он не описывался до творения всего сущего, т.е. акт творения повлиял на сифаты Аллаха (с.т.).

Или вот как еще говорят таймиты: у ашаритов Бог находится внутри мира, поскольку они отрицают, что Он буквально находится вверху над миром. Конечно это клевета и невежество (джахль), так как мазхаб имама Абуль-Хасана Ашари, рахимахуллах, относит доктрину «хулюль» (соединение Аллаха (с.т.) со своими творениями) к чистейшему куфру.

Албани ответил на это: «Где же тогда Аллах (с.т.)?! Ведь в таком случае (при такой акыде) они отрицают Его бытие, потому что Всевышний Аллах был до сотворения мира, и с Ним не существовало ни чего. Разве может кто-либо сказать, что до акта сотворения с Ним находилось что-либо? Конечно, не может. Затем создал Аллах (с.т.) мир. Можно ли говорить теперь, что Он стал внутри мира? Безусловно, они дадут отрицательный ответ. Отсюда следует, что и после сотворения с Ним нет ничего. На это с необходимостью указывает разум, не говоря уже, что такого представления требует Шариат: если нельзя сказать, что Всевышний Аллах внутри мира (дахилюль-алям), и это несомненная истина, то, следовательно, Он находится вне мира, (хариджуль-алям), то есть Всевышний Аллах вынесен за бытие сотворенного мира, находясь Своей Сущностью над миром. (Хочется спросить: это что за философия такая? Где далили из Корна и Сунны для таких утверждений? Авт.) И если скажут: нельзя говорить, что Аллах (с.т.) внутри мира или вне мира, то это означает совершенное отрицание Его бытия…».

Эти слова Албани – классический пример таймитского понимания бытия Аллаха (с.т.): если что-то не может быть описано пространственными категориями, то это означает, что оно не существует.

Из вышесказанного становится ясно: эти люди не могут принять положения, что Всевышний Аллах не нуждается для Своего Существования в пространстве. И они хотят прописать такую акыду «саляфсалих», то есть нашим праведным предшественникам, мол, и имам Ахмад (р.г.), и имам Малик (р.г.), и имам Шафии (р.г.) так считали.

Возникает и другой вопрос: откуда они взяли эту формулировку (что Аллах (с.т.) Своей Сущностью вне этого мира)? Говорили ли так саляфы? Нет, не говорили!

Одна из главных претензий таймитов к ашаритам заключается в том, что якобы ашариты вводят новшество в акыду и используют в отношении Аллаха (с.т.) термины, которых не знали саляфы. Но если у них самих далиль (довод) на это? Для ответа обратимся к их собственным книгам.

Шейх Албани говорит: «…После этого стало ясно, что эти два выражения: «Аллах над миром Сущностью» и «Аллах – баин («отделен от мира»)» – не были известны во время сахабов».

(«Метод Ахлю-с-Сунна

в акыде и добрых деяниях». С.138)

  

РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ

ссылка

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ссылка