Щёлк запретен для...
Халяль и харам...
Как читать намаз...

 

Резолюция проведенного круглого стола на тему "Ислам против терроризма"

 Пятничные проповеди

Круглый стол "Ислам и террор": "Халифат"

Намаз для женщин по мазхабу Абу Ханифы

Ценные советы для умеющих слушать хадисы

Тонкости Муллы Насреддина

О жизни Святого Хизра

Вопросы

32 Фарда

Люди сунны и согласия

Сотворение или эволюция

Асма аль-Хусна - Имена Всевышнего Аллаха

Ду'а - просьба, обращение ко Всевышнему

Курбан-байрам

Ритуальное омовение

Омовение - как стимулятор мозга

Таяммум, тахарат, гусль

Добровольный намаз

Намаз по Ханафи - скачать

Жемчужины знаний - скачать

Правила чтения Корана (ТАҖВИД) - скачать

Кто они неохариджиты - скачать

Введение в практику ислама - скачать


 

Имамы мазхабов

После сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) этот мазхаб возглавил имам Абу Ханифа (ан-Нуман ибн Сабит, 80–150 г.г. Хиджры), да будет милостив к нему Аллах. Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кыйас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. Основными источниками права, конечно же, являются Коран и Сунна, так же использовалось согласованное мнение (аль-иджма). Последователей этого мазхаба называют ханафиййа или ханафиты.

ХАММАД Б. АБИ СУЛЕЙМАН (Абу Исмаил; ум. в 120/738).

Выдающийся Табиун, известный ученый по фикху, учитель Имама А'зама Абу Ханифа. Жил в Куфе. Основными учителями его были Анас б. Малик и Ибрахим ан-Нэхаи, да будет милостив к ним Аллах. Учился также у Зайда б. Вэхба, Саида б. Мусаййаба, Саида б. Джубайра, Икримы, Эби Ваила. Его учениками были: его сын Исмаил б. Хаммад, Асим аль-Ахвэл, Шу'бэ, Суфьян ас-Саури, Хаммад б. Салама, Мис'ар б. Кэдам, Абу Ханифа, Хаким б. Утайба, да будет милостив к ним Аллах. Переданные им хадисы помещены в 4-х сборниках "Сунан", а также в сборнике хадисов Имама Муслима и в книге "Адаб-уль-Муфрад"  Имама аль-Бухари.

Будучи последним звеном в цепи передатчиков науки Фикх мазхабу Ханафи, он передал эти знания от Анаса б. Малика и Ибрахима ан-Нэхаи, который передал их от Алкамы б. Кайса, а тот от Абдуллаха б. Мас'уда (да будет доволен и милостив к ним Аллах). Абдуллах б. Мас'уд передал эти знания непосредственно от Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Абу Ханифа ан-Ну'ман

Первым, что ниспослал из Корана Аллах Всевышний, были аяты, в которых говорится о Знающем Творце и сотворенном человеке. Аллах Всевышний сказал: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал". ("Сгусток", 1-5).

Аллах Всевышний оказал благодеяния Своему посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Он Сам учил его. Аллах Всевышний сказал:

"…и научил тебя тому, чего ты не знал. Велика Милость Аллаха, (оказанная) тебе!" ("Женщины",113).

Аллах Всевышний оказал благодеяния и всем верующим, ибо он направил к ним последнего Посланника, который учил их тому, что способствовало их умственному развитию, и очищал их для того, чтобы образ жизни их изменился к лучшему. Аллах Всевышний сказал: "Аллах оказал благодеяния верующим, направив к ним из числа их Посланника, который читает им Его аяты, и очищает их, и учит их Писанию и мудрости, хотя, поистине, раньше пребывали они в явном заблуждении". ("Семейство Имрана",164)
Ввиду большого значения и ценности знания Аллах Всевышний велел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и верующим просить Его добавить им знания. Аллах Всевышний сказал: "…и говори: Господь мой, прибавь мне знания!". ("Та ха",114)

Аллах Всевышний выделил знающих из числа прочих и указал, что знающих нельзя приравнивать к тем, кто знанием не обладает. Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "…Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?" ("Толпы",9)

Аллах облегчает путь в рай тому, кто стремится к знанию, делает такого человека наследником Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в Рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел". (Абу Дауд; ат-Тирмизи)

Ан-Ну'ман бин Сабит бин аль-Марзубан принадлежал к знатной персидской семье и родился в столице Афганистана Кабуле. Его дед аль-Марзубан принял Ислам в период правления Умара, да будет доволен им Аллах, и перебрался на жительство в Куфу.

Согласно наиболее распространенному мнению, Абу Ханифа родился в Куфе в 80 году хиджры.

Имам Абу Ханифа воспитывался в Куфе в богатой, благочестивой и знатной семье и, скорее всего, был единственным сыном у своих родителей. Его отец торговал шелком в своей лавке в Куфе, которая перешла по наследству к сыну после его смерти.

Абу Ханифа еще в детстве выучил наизусть Коран. Скорее всего, он не учился ни у кого из улемов, а сидел в лавке своего отца, пока не повстречался с Аш-Ша'би, улемом из числа последователей. Эта встреча открыла имаму, да помилует его Аллах Всевышний, путь к великому благу. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец взял его с собой в Мекку и Медину для совершения Хаджа.

Постижение наук началось для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в заблуждение. С этой целью он более двадцати семи раз приезжал в Басру, где вел споры, защищая Шариат от всего сомнительного, и того, с чем хотели его связать заблудшие. Это продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не приобрел большую известность, хотя было ему всего лишь двадцать лет. С этого времени в мечети Куфы стал собираться кружок его учеников, которые занимались изучением таких наук. Потом имам занялся изучением фикха у шейха Хаммада бин Абу Сулеймана. Благодаря своей памяти и воспитанности он превзошел сверстников и тех, кто присоединился к кружку шейха раньше него, благодаря чему шейх приблизил его к себе и стал сажать Абу Ханифу в центр круга.

Его отношение к шейху было достойно удивления. Так, например, он приходил к дому шейха и ждал у дверей, пока тот не выходил на молитву или по какому-нибудь делу, после чего Абу Ханифа начинал задавать ему вопросы и сопровождал его. Когда шейх выходил по своим делам, он прислуживал ему, а когда Абу Ханифа сидел у себя дома, он даже не потягивал ноги в сторону дома своего шейха Хаммада. Когда же Абу Ханифа молился, то обращался к Аллаху с мольбами за своего шейха и его родителей.

В таком положении он провел восемнадцать лет, вплоть до самой смерти Хаммада, да помилует его Аллах Всевышний, а после его смерти ученики шейха приняли единодушное решение, что шейха Хаммада заменит Абу Ханифа, и дальше они будут учиться у него. Таким образом, он стал лучшим преемником прекрасного предшественника.

Аллах Всевышний почтил имама еще тем, что по Его воле у Абу Ханифы были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и разрабатывал основоположения фикха, что позволяло ему избегать ошибок в тех случаях, когда он был близок к их совершению.

В жизнеописании Йахйи бин Закарии бин абу Заида, которое приводится в книге шейха 'Абд аль-Кадыра аль-Кураши под названием "Аль джауахир аль-Мудийа", сообщается. Что Асад бин аль-Фурат сказал: "Последователей Абу Ханифы, которые делали записи, насчитывалось сорок человек, а к числу десяти наиболее заметных относились Абу Йусуф, Зуфар, Дауд ат-Та'и, Асад бин Амр, Йусуф бин Халид ас-Самти и Йахйа бин Закарийа, шейх Ахмад аль Макки аль-Харезми упоминал о том, что передатчиков слов имама из числа крупных улемов насчитывалось семьсот тридцать человек, каждый их которых являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы, передававшиеся имамом в разных краях Земли.

Передают со слов ас-Саймари, что кади Шурайх сказал: "Абу Ханифа подолгу молчал, помногу размышлял, внимательно рассматривал вопросы фикха, прекрасно владел тонкими методами исследований и не требовал никакой платы за обучение. Если ученик был беден, он содержал на свои средства и самого ученика, и его семью, а когда обучение завершалось, говорил: "Познав дозволенное и запретное, ты обрел самое большое богатство". Он отличался большим умом и мало спорил с ними. Абу Йусуф рассказывал:

- Я занимался изучением хадисов, но денег у меня было мало. Когда я находился у имама Абу Ханифы, ко мне пришел мой отец и сказал: "О, сынок, не равняйся с ним, ибо он человек опытный, а ты нуждаешься в нем!" - и тогда я решил подчиниться отцу и перестал уделять поискам знаний так много времени. Хватившись меня, имам стал расспрашивать обо мне, а когда увидел меня, спросил: "Что заставило тебя покинуть нас?" Я ответил: "Поиски заработка", а когда люди вернулись, и я хотел уйти, он дал мне кошелек с сотней дирхемов и сказал: "Расходуй эти деньги, а когда они закончатся, дай мне знать и не покидай этот кружок".

Через некоторое время он дал мне еще сто дирхемов, и каждый раз, как деньги заканчивались, он давал мне еще сто дирхемов, будто ему сообщали о том, что они были израсходованы, хотя я ему ничего не говорил. Так продолжалось до тех пор, пока я не узнал все, к познанию чего стремился. Да будет награда Аллаха ему прекрасной и да простит Он его!

Имам Абу Ханифа был смугловатым человеком, выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями. Он отличался крайней худобой, ибо из-за страха перед Аллахом Всевышним и долгого поклонения на костях его почти не осталось мяса, не говоря уже о жире.

Абу Ханифа относился к числу улемов трех первых веков существования Ислама, который посланник Аллаха назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших наших предшественников, если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и с людьми.

Что касается его поклонения, то сообщается, что Хафс бин 'Абд ар-Рахман сказал: "Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал милостыню.

Аль - Мууаффак передал, что Букайр бин Ма'руф сказал: "Я не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествия, ни тогда, когда он находился в городе, видел, чем он занимался у себя дома ночью, и мало что оставалось от меня скрытым, и не приходилось мне встречать человека, который отличался бы большим рвением, чем он! Днем соблюдал пост, а ночью молился и читал Коран. Он отличался смирением, никогда не выходил из повиновения Аллаху и искренне стремился обучать и просвещать людей в том, что им было трудно понять.

Йахйа бин Са'ид аль-Каттан сказал: "Мы проводили время с Абу Ханифой и слушали его, и, клянусь Аллахом, когда я смотрел на него, по лицу его мне было видно, что он боится Всемогущего и Великого Аллаха".

Аль-Муаффак передал, что Мис'ар бин Кудам сказал: "Однажды, когда я шел по улице вместе с Абу Ханифой, он случайно наступил на ногу какому-то мальчику, который сказал ему: "О, шейх, разве не боишься ты воздаяния равным в День воскресения?" и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился чувств. Я остался рядом с ним, а когда он пришел в себя, сказал ему: "О, Абу Ханифа, как сильно подействовали на тебя слова этого мальчика!" - на что он ответил: "Я боюсь, что эти слова были внушены ему".

О достоинствах имама свидетельствует то, что когда умер его отец Сабит, оставивший ему сто тысяч дирхемов, не считая имущества, он все израсходовал на поиски знания и на своих учеников, а на себя лично он тратил только по два дирхема в месяц.

Мазхаб (богословско-правовая школа) имама Абу Ханифы распространился из Куфы по территории Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, Китая, Японии, Туркестана, Шама, Египта, Магъриба и Андалусии. Получил распространение также и на территории всей Европы, а именно на Кавказе, в Крыму, в Польше, Румынии, Болгарии, Австрии, Турции, Греции, Югославии и Албании. Отдельные положения ханафитского мазхаба и ныне используются при вынесении фетв и в делах судопроизводства в Египте, Сирии, Иордании, Ираке, Ливане и других странах.

Абу Йусуф сказал: "Абу Ханифа, да помилует его Аллах, скончался в середине месяца шавваль 150 года хиджры.

Абу Хаййан аз-Зийади сказал: "Дошло до меня, что, когда Абу Ханифа почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, во время которого душа его покинула тело". Сообщается, что проводить имама в последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало пятидесяти тысяч".

Да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, и да возвысит Он его в Раю под знаменем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с пророками, правдивейшими, павшими за веру, и праведниками!

Салих Абд ар-Рауф

Имам Абу Ханифа

Абу Ханифа родился в 80-ом году хиджры в городе Куфа. Он был единственным ребенком в семье. В шестнадцатилетнем возрасте Абу Ханифа вместе с отцом отправился в паломничество (хадж) и на зиярат к могиле Пророка, мир ему и благословение. Там он увидел одного шейха, вокруг которого собрались люди. От отца он узнал, что этот шейх – сподвижник Пророка, мир ему и благословение Абдуллах ибн Аль-Харис. От этого шейха Абу Ханифа услышал хадис: «Все дела и земные блага того, кто займется изучение Ислама, Всевышний облегчит и защитит и ему Всевышний Аллах даст пропитание от туда, откуда тот и не ожидал получить». Общее число учителей Абу Ханифы достигает до четырех тысяч. Из них семеро – сподвижники Пророка, мир ему и благословение, девяносто три – табиины, остальные табиу – табиины.

Умер Абу Ханифа в 150 году хиджры.

Имам аш-Шафии

Имам аш-Шафии – Абу Абдулла Муухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафи ибн Саиб ибн Убайд ибн Абуязид ибн Хишам ибн Абдуль Муталлиб ибн Абду Манаф (дедушка Пророка (с.а.в.) – родился в Газе в 150 году по хиджре. В возрасте одного года он стал сиротой, т.е. умер его отец. Когда ему исполнилось два года, его мать, Фатима, переселилась жить в Мекку, где он вырос и начал свое обучение. Когда аш-Шафии исполнилось семь лет, он наизусть выучил Коран, а в десять – наизусть знал книгу хадисов имама Малика “Муватаъ”. От Рабиа ибн Сулеймана передают, что умер аш-Шафии в ночь на пятницу после ночного намаза и в последний день месяца Раджаб, и похоронили его на следующий день (в пятницу после вечернего намаза) в 204 году по хиджре в Египте в местности Карафат. Мазхаб аш-Шафии распространился по всему свету. Богословы едины во мнении, что его знания, набожность, аскетизм, верность, справедливость, щедрость, величие, почет и надежность преобладали над всеми учеными его времени и последующих времен.

Имам аль- Бухари

Имя имама - Мухаммад бин Исма'ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу'фи; его кунья - Абу Абдуллах.

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11 числа месяца шавваль 194 года хиджры - 810 год по христианскому календарю. Он рано лишился отца и его воспитанием занимался дед - имам-хатыб одной из мечетей города.

Способности будущего хадисоведа проявились в раннем возрасте. Уже в 6 лет он наизусть читал многие суры Корана. В 16 лет он совершил паломничество в Мекку со своей матерью и братом Ахмадом. Оставшись в Мекке, он 4 года изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма'ил рассказывал следующее: "В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исма'ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал читать всё это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" После этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто".

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записывали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочку передатчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к текстам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие тексты и всё привёл в должный порядок. После этого никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или тексте.

Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание.

Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, Абдуллах бин Муса аль-Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма'киль, Абу Тальха бин Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, Абдан бин Усман аль-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Йахайа бин Му'ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой "Сахих", ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой "Джами'", ан-Наса'и, который, как считают некоторые улемы, включил их в "Сунан", Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма'ил аль-Махамили и многие другие.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов. Имам Ахмад сказал: "Не было ещё в Хорасане подобного ему". Абу-ль-Аббас ад-Да'ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: "Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать". Ибн Хузайма сказал: "Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари". Ат-Тирмизи сказал: "Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах". Йахйа бин Джа'фар сказал: "Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада бин Исма'ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть - уходом знаний".

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является "Аль-джами' ас-сахих". К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как "Аль-асма' ва-ль-куна", "Ат-тарих аль-кабир", "Ас-сунан фи-ль-фикх", "Хальк аф'аль аль - ‘ибад", "Аль-адаб аль-муфрад" и "Аль-кира'а хальфа-ль-имам". Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на "Аль-джами' ас-сахих" и то место, которое он занимает среди других сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению "Сахиха", куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайх хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: "Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует". Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему "Сахиху".

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел, как он стоит перед посланником Аллаха с веером в руках и защищает его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу исламской религии. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника семь тысяч двести семьдесят пять хадисов. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи, и сколь высоки были критерии отбора и проверки. В ходе многолетней работы имам аль-Бухари разработал методы, применение которых позволило всю работу по сбору и систематизации хадисов поставить на серьезную научную основу. Главным его методом стал иснад, - установление цепи передатчиков конкретного хадиса, начиная от последнего и до первого его передатчика.

При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В "достоверные" он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или лично слышали его изречения, комментарии.

Исключительно важным для него был и нравственный облик передатчиков хадиса. Хадис, исходящий от лица, связанного с неблаговидными делами, исключался из числа достоверных. Его методы стали надежным заслоном, защищавшим Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён, и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: "Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал". Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: "Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его".

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: "Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним". Ему были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал: "Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исмаилу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: "Доставь ко мне "Аль-джами'", "Ат-тарих" и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя". На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: "Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой"".

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда.

Имаму аль-Бухари принадлежит ведущая роль в разработке и применении принципов, дающих возможность классифицировать хадисы с учетом того, к какому источнику они относятся. Он также в числе первых разработал типологию разделения хадисов на приемлемые и отвергаемые, причин, по которым они отвергаются.

Такой подлинно титанический, критический труд по отбору хадисов дал блестящие результаты. Из 600 тысяч хадисов, известных имаму аль-Бухари, в число достоверных вошли только 7275, т.е. немногим более 1 процента. Но зато они исходят к 208 лицам, с которыми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, действительно вступал в диалог.

В мусульманской литературе и всевозможных научных исследованиях о Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано уже так много, что ничего принципиально нового к этому добавить практически невозможно. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание читателя на несколько весьма важных, как представляется, моментов.

Во-первых, каждому следует отдавать себе отчёт в том, что Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изложенная в многократно проверенных и заслуживающих доверия хадисах, представляет собой совершенно уникальное явление в истории всех религий, поскольку ни об одном из других пророков люди не имеют такого огромного количества достоверной информации.

Во-вторых, необходимо понимать, что ознакомление с хадисами требует особого подхода. Прежде всего это касается, конечно же, мусульман, для которых Сунна является прямым руководством к действию во всех их религиозных и мирских делах, а это значит, что здесь нет и не может быть того, чему можно не придавать значения.

В-третьих, влияние Сунны на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, столь продолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учётом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.

В-четвёртых, знакомство с Сунной могло бы способствовать искоренению всяческих домыслов, суеверий и лжи, возводимой как на Ислам, так и на его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В своей книге "Тарих Найсабур" аль-Хаким Абу Абдуллах приводит слова Абу Амра Исма'ила, передававшего, что Абу Абдуллах Мухаммад бин Али сказал: "Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари сказал: "Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами, и каждый год я совершал хадж, после чего возвращался из Мекки в Басру. И я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман".

Передают со слов Абу Амра, что Абу Абдуллах сказал: "И Аллах сделал их благословенными".

Имам Мухаммад бин Исма'ил аль-Бухари скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

Имам Ахмад ибн Ханбал

Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал родился в Марве 20 раби аль-авваль в 164 году по хиджре - 778 году по христианскому календарю. Его отец Мухаммад был известным воином, жившим в Басре, Ирак. Говорят, что имам Ахмад родился в то время, когда его отец отправился в Марв как гази. Он был еще младенцем, когда его привезли в Багдад, где его отец умер совсем молодым - в тридцать лет. Вся ответственность за его воспитание легла, таким образом, на его мать Сафийю бинт Маймуна бинт Малик аш-Шайбани.

Когда Ахмад подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад особенно заинтересовался, и начал с 15-ти лет серьезно заниматься ими. Тогда же он стал посещать собрание ученых в Багдаде, благодаря чему приобретал все больше знаний. В те времена нужно было встречаться и беседовать с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад ибн Ханбал занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.

Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени. Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у самого имама аш-Шафии. Также его учителями были ибн Муфаддаль, Исмаиль ибн Уляйа, Джарир ибн Абдуль-Хамид, Йахьйа ибн Саид ибн аль-Каттан, Абу Дауд, Абдаллах ибн Намир, Уаки ибн аль-Джаррах. Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Дауд, имам аш-Шафии, Йахьйа ибн Адам, имам Бухари, имам Муслим, и Йазид ибн Харун.

Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Имам Ахмад был особенно привязан к имаму аш-Шафии, что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам Шафии также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений, и выдающуюся ученость. Аш-Шафии, несмотря на то, что он был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам Шафии назвал ибн Ханбала "обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов".

Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму Шафии, что ему нужен кади, которого можно было послать в Йемен, имам Шафии обратился к имаму Ахмаду, (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама Шафии). Ахмад наотрез отказался, говоря: "Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кади". Тогда имам Шафии замолчал.

Когда имам Ахмад был в Йемене, его материальное положение было очень плохим. Его учитель шейх Абдур-Раззак, знаменитый мухаддис, узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду. Имам ответил: "Я в них не нуждаюсь". Его положение в это время было таким, что одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он пытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они пытались предложить ему немного денег, но имам принял только один динар с тем условием, что он расплатится за него работой.

Знаменитый мухаддис Абу Дауд говорил об имаме Ахмаде, что сидеть в его обществе, значит заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не ссорился. Байхаки рассказывает об Ахмаде, что когда кто-то попросил его дать определение мутауаккила (того, кто полагается на Аллаха), он сказал: "Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме Аллаха".

Имам Ахмад подвергался целому ряду преследований со стороны правителей того времени по той причине, что последние приняли философию мутазилитов. Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Но совесть никогда не позволяла ему соглашаться с неправильным мнением авторитетов. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды Ахмада фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией. Мутазилиты были свободомыслящими, и им, к сожалению, покровительствовали халифы Ма'мун аль-Рашид, Му'тасим Биллях и аль-Уатик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, и заставляли мусульман следовать ей. Имам Ахмад, завоевавший авторитет "спасителя Ислама от нововведений" и другие традиционалисты категорически отреклись от мутазилитских доктрин, и осудили вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали правившие аббасидские халифы. По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Му'тасима Билляха, когда он терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.

Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада, время от времени приходил к нему и предлагал кредо мутазилитов, и тогда халиф сам освободит его от всех оков, станет его последователем, и он будет первым среди придворных. Но имам отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халиф Му'тасим велел своим слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.

Имам содержался в тяжелых цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел почти 30 месяцев. В его камере не было света, а по вечерам ему не давали лампы. Поскольку имам продолжал отстаивать свои традиционные верования и не соглашался с мутазилитскими доктринами, выдвинутыми Абдур-Рахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили, была приведена большая группа палачей, ему связали руки и секли его до потери сознания. Но, несмотря на все эти жестокости, на кровь, которая текла при бичевании, имам Ахмад продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он - Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех неверия - куфр. Халиф Му'тасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и 25 Рамадана 221 года по хиджре приказал прекратить наказание и снять цепи. Раны стали заживать, и Му'тасим велел своим людям приходить и справляться о здоровье имама. Ахмад простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.

Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб аль-Амаль, Китаб аль-Тафсир, Китаб аль-Насих уаль-Мансух, Китаб аль-Захид, Китаб аль-Масаиль, Китаб аль-Фалаиль и Китаб аль-Иман.

Имам Ахмад уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием "аль-Муснад", содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений сахабов относительно их толкований. Затем он применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнения сахабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. Он предостерегал от слепого следования мнениям ученых, стараясь тем самым внушить своим ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама - Корану и Сунне. Вот одно из его высказываний, записанное Ибн Кайимом: "Не следуйте слепо моим фетвам, фетвам Малика, аш-Шафии, Аль-Ауза'и и Ат-Таури. Берите (свои фетвы) оттуда, откуда они брали свои". Еще в одном высказывании, записанном Ибн Абдуль-Барром, он предупреждает: "Мнение Аль-Ауза'и, Малика и Абу Ханифы - это лишь мнение и не более того, и для меня все они равны, но истинным критерием правды или лжи являются хадисы".

Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции. Его уважение к Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которую он лично собрал в своем труде "Аль-Муснад" было таким, что он сурово предупреждал всех, кто осмелится пренебречь каким бы то ни было хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ибн аль-Джаузи сообщает такие слова имама Ахмада: "Всякий, кто отвергает какой бы то ни было достоверный хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот - на грани уничтожения". Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, дал следующий наказ своим сподвижникам и мусульманам в целом: "Доносите обо мне, даже если это один аят" (аль-Бухари), для того, чтобы Божественное наставление стало доступно для всех поколений мусульман. Именно поэтому имам Ахмад яростно боролся против всего, что может помешать донесению божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после них.

У имама было много учеников, основными из которых являлись двое его сыновей - Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада.

Большинство его последователей сейчас можно найти в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Имам Ахмад ибн Ханбал - основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы) - умер в 241 году по хиджре - 855 году по христианскому календарю. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.

Да будет Аллах милостив к нему!

ИМАМ МАЛИК

Малик – сын Анаса. Он – имам имамов и алим Медины. Он был выдающимся захидом и хафизом. Прежде чем рассказать хадис, он умывался, расчесывал бороду, умащивался благовониями, садился в центре пастели поудобнее и с достоинством. И только потом начинал рассказ.

Когда его спросили, что это означает, он ответил, что хочет, чтобы люди оказывали почтение хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Аш-Шафи’и рассказал: «Я увидел у ворот Малика лошадей из Хорасана и мул из Египта» Я никогда до этого не видел подобной красоты. Я сказал Малику: «Как они прекрасны!» «Они подарок от меня тебе», – ответил Малик. Я сказал: «Оставь из этих лошадей и мул хоть одного себе, чтобы ездить на нем». «Я стесняюсь топтать их копытами землю Медины, где лежит Пророк (САС)», - ответил он.

Таковы были щедрость и уважение даже к земле Медины. Он родился в 95 году и умер в 179 году Хиджры в возрасте 84 лет.

ИМАМ АХМАД

Абу Абдуллах Ахмад – сын Ханбала Шайбани. Он был величайшим алимом, захидом, очень богобоязненным человеком.

Он рассказал, что видел Аллаха во сне и спросил Его: «Что больше всего приближает к тебе?» И Он ответил: «Мое слово (Коран)».

- О Мой Господь, с пониманием смысла или без него? – спросил я.

- С пониманием и без, - был ответ.

Кутайба сказал: «Если бы Ахмад был во время Суфьяна ас-Саври, Малика, Авзаия, Лайса бин Са’ада, он был бы более выдающимся чем они». Его спросили, был ли Ахмад из таби’инов. Он ответил: «Он – из величайших таби’инов».

Он родился в 164 году, умер в Багдаде в возрасте 73 лет.


  

РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ

ссылка

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ссылка